Необязательно углубляться в истоки появления джаза для того, чтобы явно понять, что зародилась эта музыка в Америке. Но, как известно, она постоянно находится под влиянием развивающейся музыкальной культуры, благодаря чему и эволюционирует. В нашей стране это направление появилось гораздо позже и более того, претерпело немало «смуты», непонимания и вследствие чего отторжения (особенно в советское время), но, к счастью, и тогда были герои, отстаивавшие права джаза в России и подарившие отечественным музыкантам радость творческого воплощения.

Иными словами, теперь «судьба» жанра в руках тех, кто создает современные джазовые тенденции. Именно поэтому важно в настоящее время внимательно отнестись к многочисленным новшествам и проследить, в каком направлении продвигается современный джаз.

Популярные джазовые тенденцииСовременные джазовые тенденции Херби Хэнкок JazzPeople

Если мысленно перенестись в 2000 год, можно было бы уже почувствовать дух музыкального обновления. Мир джаза словно предвкушал приближающиеся перемены с наступлением нового миллениума. Джазмены во многих странах стали шире смотреть на варианты аранжировок, включая в них ритмические изменения, звуковые электронные эффекты и прочие технические новинки. Постепенно, методом проб и ошибок, используя природное чутье, инструменталисты экспериментировали с подачей и синтезом звука. Один из самых самобытных и смелых музыкантов, из-за которого «новый» джаз обретал устойчивую форму, это Херби Хэнкок (Herbie Hancock).

Вышедший в 2001 году его альбом с говорящим названием Future 2 Future стал реальным отражением будущего джаза. Используя сразу несколько музыкальных направлений (трип-хоп, хип-хоп, электроника, этно-музыка), он создал невероятный «коктейль», выводящий фьюжн-джаз на новый уровень. Музыкант, к слову, никогда не противился переменам и по-прежнему считает джаз открытым направлением для заимствования им элементов из какой-либо другой формы музыки и имеющим силу, чтобы влиять на любую из них.

Из наиболее значительных отечественных джазменов, стремившихся к «новым горизонтам и открытиям» можно выделить саксофониста Алексея Козлова, который много и весьма успешно работал над объединением джаза и рока, создав тем самым благоприятные условия для дальнейших экспериментов. Все чаще стали появляться полноценные ансамбли экспериментального, электро-, рок- и хип-хоп джаза, музыканты стали в большей степени раскованы, в некоторой степени стерлись границы. Объединяя порой сразу не один музыкальный стиль, фьюжн-джаз полностью преобразился, снова сумев вызвать повышенный интерес к тому безграничному творческому простору, который он предоставлял.

Современные джазовые тенденции Алексей Козлов JazzPeople

Набирало популярность и влияние этнической музыки и до этого не использованных ранее народных инструментов со всего мира. Джаз принимал принципиально новый облик, благодаря многочисленным фестивалям, объединяющим музыкантов со всей планеты. Ведь помимо инструментов, присущих культуре разных стран, в обиходе были новые авторские и очень необычные музыкальные приспособления, с уникальным звуком, что конечно же, в некоторых случаях даже способствовало образованию новых джазовых направлений.

Обновления коснулись и вокального джаза. Очень популярным стали а капелла коллективы, исполняющие как джазовые стандарты в новом переложении, так и собственные оригинальные композиции, имитируя самые частые джазовые инструменты, такие как труба, саксофон, контрабас и другие. Словно возродившийся битбокс (прим.автора – исполнение музыкальной мелодии с помощью звуков, издаваемых ртом), задуманный прежде всего в качестве еще одного элемента хип-хоп музыки, тоже стал очередным экспериментом в джазовом пении.

Джазмены сегодня

Как и любой уважающий себя музыкант, современные джазмены не останавливаются в своем творческом поиске и все время стремятся обнаружить некие границы и выйти за их пределы. Стоит заметить, что несмотря на большое количество музыкальных метаморфоз, классический джаз не утратил своей популярности и по сей день.

К примеру, в нашей стране не теряют актуальности известные джазовые стандарты, которые музыканты исполняют в собственных аранжировках, ставя во главу угла авторскую подачу и взгляд на проверенные временем песни.

Очень часто концертные программы многочисленных отечественных джаз-клубов изобилуют коллективами, играющими бибоп, хард-боп и мейнстрим. Очевидно, удивительная энергичность и профессиональный рост, который требует эта музыка, так привлекает инструменталистов и в настоящее время.

Современные джазовые тенденции

Модернизированный фьюжн-джаз с большим количеством технических новшеств и электронных эффектов привлекает к себе все больше новых приверженцев этого стиля по всему миру. Очень часто встречается смус-джаз, релаксирующее звучание, мягкие тона, и плавные соло.

Не оставляет равнодушными музыкантов и фанк-джазовое направление, что заметно особенно по молодым музыкальным коллективам, желающим сделать акценты в своем творчестве на активном ритме и порадовать слушателей ярким звуком.

Что же касается западной сцены, то сейчас стали заметны духовые инструменталисты. Особенно в последнее время часто появляются  ансамбли, использующие только духовую секцию, или же группы, в которых доминирующую роль занимает труба, саксофон или тромбон, стоит вспомнить хотя бы Hypnotic Brass Ensemble или Trombone Shorty, первые из которых к тому же регулярно добавляют в свое мощное джазовое звучание элементы хип-хопа и фанка, а вторые – создают объемное и плотное звучание, благодаря объединению с тяжелым роком.