«Эти четыре достоинства джаза – традиция, сотрудничество, импровизация и превосходство… как желанные подарки для большей половины людей вне мира джаза»

Каждый джазовый поклонник знает о музыкальных достоинствах джаза, будь он музыкантом, джазовым писателем или просто преданным слушателем. Согласно классической Западной мысли (как мыслям Аристотеля или Платона), достоинство – это своего рода блестящее исполнение, проистекающее из устоявшейся привычки. Тот, кто играет на флейте, как полагается, то есть с чистым тоном, высотой звука и правильным ритмом, демонстрирует достоинство и отточенный навык владения музыкальным инструментом. Один может научиться виртуозно играть, постоянно предпринимая попытки сыграть лучше, чем может. А другой, который полностью овладевает навыком блестящей игры на инструменте – уже виртуоз.

С другой стороны, те кто пытаются играть на флейте – или руководить оркестром – и терпят неудачу в попытках подчинить себе необходимые навыки демонстрируют слабость. Этот термин может быть соотнесён с понятием «полиция нравов», но исторически всё таки относится к ситуации, когда дело сделано настолько плохо, что заслуживает критики. Например, барабанщик, который постоянно сбивается с ритма и не исполняет композицию надлежащим образом, играет дурно (но не с моральной точки зрения).

jazzpeople Достоинства джаза Дуглас Грутис John Coltrane

Безусловно, джаз демонстрирует только преимущества, за которые мы его и любим. У этой музыки богатая, глубокая и потрясающая тональная история – от регтайма до свинга и бибопа. Она подарила нам одни из самых величайших мелодий XX века такие, как Take the A-Train и Round about Midnight. Джаз открыл таких гениев, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Майлс Дэвис и Джон Колтрейн, и конечно, продолжает открывать (так или иначе)! Эти композиции – великолепны! Их не терпится услышать!

У джазовой музыки есть ещё несколько достоинств, которые тесно связаны с музыкальными, но не идентичны им. Хотя и являясь необходимой частью джаза, эти достоинства рассказывают нам о том, что эстрадная музыка уходит со сцены, и что нужно выйти из звукозаписывающей студии. Они дают нам практические советы и вдохновляют на изменения в жизни. Мы можем назвать их «достоинства мудрой жизни», четыре из которых традиция, сотрудничество, импровизация и превосходство.
У джаза, как у жанра, разнообразная и увлекательная история развития, которая позволяет нам отслеживать её традиции. В замечательном документальном фильме Кена Бёрнса «Джаз» (2000 год) автор Джеральд Орли заявил о трёх вещах, уникальных для Америки: Конституция, бейсбол и джаз. Трудно понять американскую историю и американский характер без осознания основополагающей роли джаза, которую он сыграл. Это истина в любом случае.

jazzpeople Достоинства джаза Дуглас Грутис Miles Davis

Во-первых, в то время, как зарождение джаза может быть прослежено с районов улиц красных фонарей в Новом Орлеане, его дух никогда не был здесь заключён, с тех пор как джазовая сцена начала искать таланты и предпринимать попытки выйти на высший музыкальный уровень. Это было особенно правдиво, говоря об афроамериканских артистах, которым только-только разрешили выступать наравне с белыми музыкантами на одной сцене или в звукозаписывающей студии. Благодаря таланту, стойкости и мастерству, такой человек, как Дюк Эллингтон смог добиться уважения к своей расе как джазовый композитор, бэнд-лидер и пианист (игра которого никогда не была недооценена). Не традиции джаза были одной из трудностей для музыки как таковой, а то, что происходила она от культуры рабов. В 1971 году Дюк Эллингтон Президентскую медаль свободы, которая ознаменовала разрыв между свершившимся и временем, когда он играл только с чёрными музыкантами и только для белых людей в клубе Cotton в 1920 году.

jazzpeople Достоинства джаза Дуглас Грутис Duke Ellingtone

Во-вторых, традиции джаза уважают основоположников и стандарты. Никто не может присоединиться к джазовой семье, не изучив культуру предков. Вот лишь несколько примеров. Если вы играете на трубе, вы должны понимать творчество Луи Армстронга и Майлса Дэвиса; если на саксофоне – Коулмана Хоукинса, Джонни Ходжеса и Джона Колтрейна; если на барабанах – Джо Джонса, Кенни Кларка и Бадди Рича; если на пианино – Дюка Эллингтона, Бада Пауэлла и Кейта Джарретта; если на контрабасе – Джимми Блантона, Пола Чеймберса и Чарльза Мингуса. Это почитание традиций основано на смирении: один человек может научить многому. Майлс Дэвис, не особенно известный почитатель традиций, однажды сказал: «Хотя бы один день в году всем музыкантам следует отложить свои музыкальные инструменты и поблагодарить Дюка Эллингтона».

jazzpeople Достоинства джаза Дуглас Грутис Louis Armstrong

В дань уважения традициям, джаз призывает нас помнить прошлом и восхищаться корифеями жанрами. Мы стоим на плечах музыкальных гигантов. Более того, новое не может быть правдивее известного; часто правда крепко стоит на достижениях прошлого, откуда мы можем наблюдать его и вдохновляться им.