К середине 30-х годов на волне популярности мир джаза постиг «творческий кризис», который достиг своего апогея к концу десятилетия и началу 40-х. Именно тогда, на выручку пришел новый стиль – бибоп.

Бибоп

Предпосылки появления

Unheard Bird Чарли Паркера.
Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи считаются отцами-основателями бибопа

Популярность традиционного джаза привела к чрезмерному распространению музыкальных коллективов среднего профессионализма, исполняющих джаз исключительно в целях заработка, без творческого стремления, применяя в своей практике музыкальные стандарты и шаблоны.

Спиричуэлс и госпел в России

Такая тенденция была крайне неприятна музыкантам, которые во главу своей работы ставили творческий процесс, стремление к созданию нового, а не топтание на месте.

Вот на этой благодатной почве группа музыкантов виртуозов и представила миру новое имя музыкального течения в океане «Джаз».

Основой бибопа стали быстрые и сложные импровизации

Новое название музыкального стиля, как принято считать, появилось благодаря Диззи Гиллеспи, который напевал мелодии блюзовыми квинтами – интервалами, характерными для бопа. По звучанию они были схожи с восклицанием Hey! Ba-Ba-Re-Bop.

Слишком быстро для танцев

Бибоп
Телониус Монк, Говард МакГи, Рой Элдридж, Тедди Хилл, 1947 год

Стараниями именитых нью-йоркских музыкантов Телониуса Монка, Макса Роуча, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла и Чарли Паркера миру был представлен новый стиль в джазовой музыке – бибоп.

Основанный на глубокой импровизации музыкальных гармоний и синкопированном ритме, нередко взвинченный ритмически на максимальные скорости звучания.

Такой подход шокировал простого слушателя. На первых порах публико весьма не лестно отзывалась о таком новшестве, характеризуя его резким и слишком быстрым, уводя любимую музыку из привычного танцевального ритма.

Музыкальная общественность также с настороженностью восприняла новое течение. Но вскоре она изменила свое мнение и оценила витиеватость импровизаций и проявившиеся новые творческие горизонты.

Основой нового стиля послужили быстрые и сложные импровизации на основе гармоний, что в корне отличала его от традиционного джазового взгляда, основанного на монументальности мелодии.

Из масс в элиту

Бибоп
Концерт Телониуса Монка

Сложность постоянной импровизации, вложенной в не менее сложный ритмический рисунок, огородила новый стиль от наплыва непрофессионалов и привнесло раздолье для творчества и развития узкому кругу виртуозов.

Практика показала, что бибоп идеально подходит для небольших коллективов: квартета или квинтета. Это позволило музыкантам выступать малыми составами, что было намного экономичнее по тем временам.

Из больших залов музыканты переместились в малые, атмосферные бары и небольшие музыкальные салоны, где могли собираться дружные компании исключительно ценителей сложных импровизаций и прогрессивного творчества, обрели популярность. Распространение бибопа привело к трансформации джаза в сугубо интеллектуальное течение.

Автор текста Николай Емцев

Рекомендуем: Музыка нашего времени – современный джаз

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСЕДЕ

Please enter your comment!
Please enter your name here