В начале февраля в Рязани состоялся фестиваль «Зимние дни рязанского джаза». Организацией мероприятия занимался Геннадий Филин – композитор, продюсер, руководитель группы Feelin’s. Геннадий активно развивает джазовую жизнь в Рязани и продвигает это музыкальное направление среди молодежи в своем родном городе.
В интервью редакции JazzPeople Геннадий рассказал о концепции программы, финансах и поддержке государства, трудностях, которые возникли в ходе подготовки проекта, а также перспективах и целях, поставленных командой перед собой в процессе организации фестиваля.
– Геннадий, расскажите о концепции программы «Зимние дни рязанского джаза».
– Мы – «Творческий центр «Feelin’s» – много занимались организацией джазовой деятельности в Рязани, провели более десятка фестивалей, более тысячи концертов – как больших, так и маленьких. 10 лет я был арт-директором джазового кафе «Фонтан», известном на всю страну, но 5 или 6 лет назад я перестал заниматься организационной деятельностью, переключившись в основном на концерты своих сольных проектов.
Однако, где-то год или полтора назад я почувствовал, что та энергия, которую несет в себе джаз, которая ворвалась в жизнь планеты в начале XX века – энергия импровизации, создания нового, творчества, объединяющая энергия – она снова начала приобретать активность. Причем эта активация джазовой энергии идет именно из России. Я почувствовал это изнутри, и не один я: например, отмечался Международный день джаза именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, за особые заслуги России в развитии международного джаза. Кроме того, Игорь Бутман провел два замечательных форума JAB, где собрал вместе весь джазовый актив страны.
Также, в 2018 году, впервые за всю историю джаза Рязани наше управление культуры обратилось к нам и попросило сделать джазовый фестиваль в рамках Дня города 2018. «Вернисаж в стиле джаз» – так назвали летний фестиваль. Мероприятие стало кульминацией целой летней недели рязанского джаза, проходившей на открытых площадках города. Добавлю, что в Рязани сложилась уникальная ситуация даже в масштабах России – в конце 90-х муниципальными коллективами (то есть, получающими зарплату) стали два оркестра, диксиленд, группа «Feelin’s», ансамбль вокального джаза.
Почувствовав «энергетические перемены», я сразу «активизировался» и вернулся к организационной работе. И вот сейчас уже март 2019-го, и буквально недавно закончились «Зимние дни рязанского джаза», которые проходили со 2 по 10 февраля.
– Что отличает этот фестиваль от всего того, что вы делали раньше?
– Мы сделали не просто музыкальную джазовую программу, но целый спектр разножанровых мероприятий, в которых джаз мог себя проявить, с акцентом именно на рязанскую составляющую, а также на работу с детьми.
Незадолго до фестиваля мы записали три видеообращения народного артиста России саксофониста Игоря Бутмана, лидера российского джаза для любителей жанра импровизации, музыкантов и просто жителей Рязани. Первое видеообращение касалось собственно рязанского джаза и будущего фестиваля, второе было посвящено универсальной ценности джаза, а третье – рязанскому международному проекту «ЕсенинJazz», в котором Игорь Михайлович сам много раз принимал участие.
Открытием фестиваля стало яркое захватывающе джаз-степ шоу с участием лауреатов премии «Все цвета джаза» московского международного центра современного танца ВОРТЭКС, а также рязанских Feelin’s и детского музыкального театра «Созвездие добра», где уже сейчас достаточно много детей, поющих джазовые хиты.
Кроме, собственно джазовой музыки и уже упомянутого степа, мы затронули изобразительное искусство, сделав мероприятие с художниками «Художники рисуют джаз» в салоне «На старом перекрестке»(это единственное место в Рязани, где в далекие тяжелые 90-е жил джаз), а еще сделали мероприятие в детской творческой студии «Колибри», на котором дети смогли порисовать на тему джазовых импровизаций, пока музыканты играли.
Фестиваль проходил на 3-х площадках: Муниципальный культурный центр (МКЦ), Муниципальное предприятие «Фотодом»и областная библиотека имени М. Горького.
На трех основных площадках экспонировались фотовыставки – в МКЦ «История рязанского джаза», в «Фотодоме» «Джаз глазами фотомастеров г. Рязани», в областной библиотеке им. М. Горького фотовыставка, посвященная истории проекта «ЕсенинJazz».
В рязанской областной библиотеке им. М. Горького, где накануне открылся новый зал, очень привлекательный для проведения джазовых камерных концертов, прошли несколько статусных концертов, таких, например, как трио KLE2GO Клевенский – Горбунов – Голоухов.
Последним из этой серии стала презентация нового этапа проекта «ЕсенинJazz». Проект, в котором в группу Feelin’s приглашаются талантливые российские и зарубежные музыканты, поэты, актеры и все, кто знает толк в импровизации, развивает русскую мысль в джазе, – теперь будет периодическим. В презентации приняли участие гитаристы народный артист России гитарист Алексей Кузнецов и талантливый импровизатор гитарист Максим Шибин.
Финал и кульминация фестиваля – замечательный гала-концерт «День рождения рязанского джаза», посвященный саксофонисту Александру Семячкину (инициатива гитариста Станислава Глушенкова), долгое время с конца 70-х по 90-е бескорыстно служившему делу рязанского джаза. Отличительная черта этого концерта – участие только рязанских коллективов.
Это – объединённый биг-бэнд ДК «Приокский» и МКЦ п\у Максима Бабия, Dixielight Band п\у Дмитрия Климанова, группа «Feelin’s» Геннадия Филина и Сергей Гриматин, проект «Трансформер» Стаса Глушенкова, вокальный ансамбль «Мама Jazz» Эллы Хрусталевой, Николай Моро, проект «Мана» Мананы Оганян.
Единственным иногородним включением был молодtжный ансамбль ДШИ №5 п/у Александра Маркова, г. Воскресенск, поскольку Александр Семячкин, которому и посвящен «День рождения рязанского джаза» родился в Воскресенске.
– Расскажите, кто помогал вам организовывать этот фестиваль?
– Одна из целей – сделать так, чтобы энергия джаза поддерживалась государственным правительством, вызвать интерес к ней.
И, если раньше я, когда делал фестивали – искал частное финансирование, то есть бегал по знакомым бизнесменам, они скидывались «кто сколько мог» и получался фестиваль, то сейчас эта история закончилась, бизнес переживает крайне тяжелые времена, многие просто разорились.
Я думаю, что просто настало время, чтобы власть востребовала и взяла на вооружение эту великую силу под названием «Джаз» – способность человека импровизировать и взаимодействовать в коллективе по закону гармонии, мелодии и пульсирующего ритма под названием свинг. Почему? Потому что жизнь без новой энергии невозможна. Джаз – это жизнь! И нам немного удалось это сделать.
На открытии фестиваля на сцену вышла глава муниципального образования Юлия Рокотянская, председатель Рязанской городской думы, произнесла приветственную речь и добавила, что на будущий год Рязань станет новогодней столицей России и уже принято решение, что следующий фестиваль «Зимние дни рязанского джаза» станет основным мероприятием празднования «Рязань – новогодняя столица России». То есть сейчас мы получаем фестиваль, который уже будет профинансирован.
Также после презентации «ЕсенинJazz», на следующее утро состоялась пресс-конференция у министра культуры рязанской области Виталия Попова прямо в его кабинете, где он сообщил, что наша инициатива сделать на родине С. Есенина в с. Константиново рязанской области на величественном берегу реки Оки крупномасштабный фестиваль с привлечением выдающихся музыкантов из разных стран, поддерживается. Теперь на 2020 год намечен фестиваль «ЕсенинJazz».
– Какие трудности пришлось преодолеть в процессе реализации проекта?
– Мы «напланировали» с моей дочерью и соорганизатором Юлией очень многое и было сложно все успеть: огромная работа по рекламе, с пресс-релизами, дизайн-макетами, рассылками, подбором фотографий, организацией фотовыставок, ежедневные концерты, интервью и прочее. Колоссальный объем работы с интересной программой.
Было очень трудно, но в наш оргкомитет влились «джазовые люди», даже не из мира музыки. Особая благодарность руководителю «Фотодома» Виктории Филипповой, а также Евгении Романовой, долгое время работающей в городской администрации, очень уважаемому человеку в плане PR и работы со СМИ. Так получилось, что в процессе работы к нам примкнули еще люди, предложив свою помощь, и это самое дорогое – по-настоящему джазовый подход, когда делается все сразу, в реальном времени – гармонично, мелодично и ритмично.
Показателен эпизод с джем-сейшном after party, на организацию и пиар которого у нас организаторов ну, просто не было ни сил, ни времени. Это забавно, так как джем в джазе самое главное! На помощь пришел рязанский барабанщик Гриша Шаландин, который сказал: «Как же так!? Давайте я все сделаю!» И сделал!
Кстати, мы подготовили «Зимние дни…» в рекордно короткое время, всего за 3 недели! Спросите, и как это возможно, почему так мало времени отвели на организацию? Мы ждали и отталкивались от принципиального решения и участия управления культуры города.
Джаз, как известно, это универсальный язык. Универсальный язык выражает универсальную энергию и процессы. Поэтому, принцип джаза – это принцип жизни. И, создавая наш фестиваль, мы хотели и думали о том, чтобы как можно больше людей смогли понять и почувствовать эти простые вещи.
Беседовала Виктория Мэлл
Фото: Павел Ромашин, Андрей Павлушин, Алексей Бабкин