Американская джазовая вокалистка Дайан Ривз известна как продолжательница традиций Эллы Фицджеральд и Сары Воэн. Слава пришла к певице в 80-х годах, и с тех пор она выступает с лучшими биг-бэндами и солистами на самых крупных площадках всего мира. В интервью Дайан Ривз рассказала JazzPeople о собственных традициях празднования Дня Джаза, необходимости музыкантам получать профессиональное образование и о том, как стать хорошим импровизатором.

Дайан Ривз выступит на гала-концерте Международного Дня Джаза 30 апреля на сцене Мариинский-2.

Интервью Дайан Ривз – на русском языке

– Какие изменения произошли в вашей творческой жизни с момента вашего первого визита в Россию?

– Мой первый концерт в России прошел в 1988 или 1989 году, во время перестройки. Я приехала в Россию в составе творческой группы: там были художники, музыканты, актеры. У нас состоялся культурный обмен с российскими артистами. Это был волшебный опыт, мы обменялись своими идеями о повышении уровня сознания и обеспечении более «легкого» искусства.

Интервью Дайан Ривз– Вы относите себя к носителям традиций американского джазового вокала. В ваших интервью вы часто говорите, что многое еще предстоит изучить в этой области. Расскажите нашим читателям, что они найдут новое в джазовых стандартах в вашем исполнении.

– Джаз – это основа, которая предоставила мне пропуск в мир музыки. В детстве я переслушала всех исполнителей, которые пели джазовые стандарты, и все они привносили что-то уникальное в песни. Возможно, самый важный выбор, который должен делать музыкант при определении репертуара – это всегда выбирать ту музыку, которая больше всего подходит ему. Это вдохновляет и открывает много возможностей.

– Почему необходимо получать профессиональное музыкальное образование и нужно ли это?

– Я думаю, что важно учиться и набираться опыта как можно больше. Я думаю, что нужно изучить все правила, прежде чем пытаться «согнуть» или «сломать» их. Изучение разнообразной музыки дает возможности для личностного роста и художественной эволюции. Как сказал Пикассо: «Изучайте правила как профессионал, чтобы вы могли нарушать их как художник».

Интервью Дайан Ривз– Что еще важнее, продолжать традицию джаза или сочинить новую оригинальную музыку?

– Самое главное – быть собой и позволить музыке «рассказать» вам, что нужно делать. Являетесь ли вы композитором, исполнителем или аранжировщиком, я думаю, самое главное – найти свой собственный голос, потому что это самая мощная вещь, которую вы можете предложить – будь то новая оригинальная работа или интерпретация старых песен.

Интервью Дайан Ривз – Есть ли у вас специальные упражнения для развития импровизационных способностей?

– Чтобы хорошо импровизировать, нужно учиться слушать. Импровизация – это язык, способ общения. Это не просто звуки в тональности, импровизация – язык духа, и, как и в повседневной жизни, чтобы быть хорошим собеседником нужно уметь слушать. Каждый музыкант приходит со своими гармоническими концепциями. Это так вдохновляет, когда ты слышишь чужое мнение, понимаешь другой взгляд на вещи и можешь обнаружить внутри себя то, о чем даже не подозревал.

– Музыкант – творческая профессия. Могут этические взгляды музыканта влиять на концертную деятельность? Какие причины заставят вас отменить концерт?

– Я верю, что музыка может исцелять и просветлять, и я посвящаю себя тому, чтобы попытаться облегчить жизнь других людей, поскольку музыка помогает и мне. Мы одно сообщество… одна раса… человеческая раса, и мы становимся лучше, когда мы делаем мир лучше для других. Так что единственная причина, по которой я могу отменить концерт, это если он будет направлен на развитие чего-то плохого, коррумпированного или бесчеловечного. Я бы также отказалась «развлекать» какую-то компанию на частной вечеринке, которая потеряла всякое понятие о человечности.

Интервью Дайан Ривз
Дайан Ривз и Херби Хэнкок
– У вас есть традиции как праздновать День джаза?

– Мне повезло, что обычно в Международный День Джаза я выступаю на официальных торжествах, где играю музыку с артистами со всего мира, и мы вместе создаем новое, никогда еще не существовавшее, потому что мы никогда не встречались и не репетировали прежде. Это как чудесный фрукт, который еще никогда не пробовал. Это нечто свежее, живое и замечательное… И это может существовать только в джазе.

Рекомендуем: Полная программа Международного дня джаза 2018 в Санкт-Петербурге



Интервью Дайан Ривз – на английском

– What changes have occurred with you since your first visit to Russia?

– Actually, my first concert in Russia was in 1988 or ’89 during Perestroika. I traveled to Russia as part of a group of artists: painters… musicians… actors. We shared in a wonderful cultural exchange with Russian artists; it was a magical moment to share our ideas about raising consciousness and providing more «light» through the arts.

Интервью Дайан Ривз– You relate yourself to a traditional jazz vocalist. In your interviews you often say that much remains to be learned in this area. Please tell our audiences what they can find new in jazz standards in your performance.

– Jazz is the foundation which has provided me with a passport to music from throughout the world. When I was young I listened to all kinds of musicians who celebrated jazz through their performance of jazz standards – and they all brought their unique ideas to the songs. Perhaps the most important choice an aspiring musician can make when selecting repertoire is to always select the music that means the most to you. It inspires and provides the most possibilities.

– Why is it necessary to get a professional music education and is it necessary?

– I think it’s important to learn and experience as much as you can. I think one has to learn all the rules before one tries to bend or break them. When you experience and study as much music as possible, the possibilities for personal growth and artistic evolution are enhanced. As Picasso said: «Learn the rules like a pro so you can break them like an artist».

Интервью Дайан Ривз– What is more important, to continue the tradition of jazz or to compose new original music?

– The most important thing is to be yourself and to allow the music to «tell» you what needs to be done. Whether you’re an composter, interpreter or arranger, I think the most important thing is to find your own voice, because that’s the most powerful thing you have to offer – whether it’s a new original work or through a new interpretation of older songs.

– Do you have any special exercises to develop improvisation abilities?

– If you want to be better at improvising, learn to be better at listening. Improvisation is a language unto itself – which is to say it’s a form of communication. It’s not just a group of tonal sounds; improvisation is a language of the spirit, and as is always the case, the best communicators are the best listeners. Every musician comes with their own harmonic concepts; it’s so inspiring to hear how people hear things — and when you listen, you can discover aspects within yourself that you didn’t even know existed.

Дайан Ривз на Jazz Day 2013

– Musician is a creative profession. Could the musician’s specific position influence concert activity? What reasons would make you refuse to give a concert?

– I believe that music can be healing and enlightening, and I am devoted to dedicating myself to try to help lift up others’ lives, as that is what lifts-up mine. We are one community… one race… the human race, and we are better when we make the world better for others. So, the only circumstances where I would refuse to give a concert is if it’s an endorsement of someone or something that’s evil, corrupt or inhumane. I would also refuse to provide «entertainment» in a private concert setting for a group that has unmistakably lost all sense of their humanity.

– Do you have any traditions for celebration of Jazz Day?

– I am fortunate that my celebration of International Jazz Day frequently includes a role in the official festivities where I can create music with musicians from throughout the world and create a sound that we have never experienced because we have never been together. It’s like a wonderful fruit that has never before been tasted. It’s fresh and alive and wonderful… and it can only exist as a result of jazz.

Рекомендуем: Интервью с Кертом Эллингом и Крисом Поттером (на русском и английском языках)