Леонид Винцкевич: «Джаз - это пример объединения культур» | JazzPeople28 октября по России начнет шествие XXI передвижной фестиваль «Джазовая провинция». Накануне открытия основатель Леонид Винцкевич рассказал о том, как фестиваль стал традиционным, влияет ли политическая обстановка на формирование музыкальной программы и как удается держать под контролем масштабное мероприятие сразу в десяти городах.

– Здравствуйте, Леонид! Совсем скоро открывается XXI «Джазовая провинция». Расскажите, пожалуйста, как фестиваль стал частью вашей жизни 21 год назад?

– Я очень доволен тем, что фестиваль востребован. С 1984 я проводил «Дни джаза», но не имел тогда ясного представления обо всех нюансах организации подобных мероприятий. Тогда было время, когда джаз не был интересен, и я нуждался в общении с другими музыкантами, такими же любителями импровизации. Так появилась идея создать фестиваль. Меня всегда поддерживала и продолжает поддерживать моя семья.

Леонид Винцкевич: «Джаз - это пример объединения культур» | JazzPeople (Николай Винцкевич)Благодаря фестивалю мой сын Николай стал одним из самых востребованных молодых саксофонистов – я его постоянно выводил на сцену. И хорошо, что все получилось, потому что сцена обязательно все отфильтрует. Можно приложить много усилий, снять Карнеги-холл и нанять филадельфийский оркестр, но это будет первый и последний раз, если нет таланта.

– Влияет ли политическая обстановка на проведение фестиваля, на возможность привезти зарубежных музыкантов в Россию? Как вы с этим справляетесь?

– Наш фестиваль поддерживают Посольства разных стран. Джазовые сообщества помогают своим музыкантам приехать в Россию, чтобы показать насколько разным и многоликим может быть искусство джаза, максимально полно представляя направления в современной импровизационной музыке. Фестиваль, представляющий музыкантов со всего мира, безусловно, способствует росту взаимопонимания, доверия и дружбы между народами и показывает, что культура позитивно влияет на политику.

– Организация фестиваля в одном городе – нелегкая работа. А «Джазовая провинция» в этом году сменит 10 локаций. Как вам удается контролировать и отвечать за качество такого масштабного мероприятия?

– Безусловно, что проведение подобных масштабных музыкальных проектов невозможно без финансовой поддержки со стороны государственных и общественных организаций и представителей частного бизнеса. Не могу похвастаться, что мы многого добились, но сдвиги есть, есть диалог с первыми лицами в регионах и профильными федеральными чиновниками. Просто у нас культура финансируется по остаточному принципу. В России много интересных событий, и до нашего проекта руки пока не доходят.

Леонид Винцкевич: «Джаз - это пример объединения культур» | JazzPeople (Joel Taylor)– На фестивале вы сыграете в составе Vintscevich-Taylor Quartet с музыкантами из США и Грузии. Какая программа ожидает гостей?

– Очаровательная Этери Бериашвили со своим чарующим и магнетическим голосом, который можно сравнить с выдержанным грузинским вином и крепким черным кофе, будет петь с музыкантами из Америки – барабанщиком Joel Taylor, басистом Kip Reed, пианистом Леонидом и саксофонистом Ником Винцкевичами. Этери исполнит песни Николая Винцкевича, которые звучат в разных странах мира. Она является одной из великолепных певиц, которая исполняет его музыку.

Мы хотим представить еще один наш новый проект с фольклорным ансамблем «Ростань» (рук. Валентина Савенко) и с одним из ведущих российских музыкантов нового поколения – виолончелистом Борисом Андриановым.

В программе фестиваля состоится презентация нового альбома Under a Different Sky, который мы записали в мае 2016 года в Англии на лейбле SLAM Records. Авторы –  Леонид и Ник Винцкевичи и Стив Кершоу (контрабас).

Музыка альбома уже получила высокую оценку ведущих журналов и интернет-порталов по всему миру:

  • «Очень привлекательный альбом… поразительный, ясный и сильный, очень мелодичный…», – пишет Cadence (США).
  • «Впечатляющее сочетание свободы и формы…» – по мнению Jazz Weekly (США).
Леонид Винцкевич: «Джаз - это пример объединения культур» | JazzPeople– Поделитесь своими ощущениями от перемен в фестивале за прошедшие годы. 

– Я часто вижу на концертах молодых заинтересованных ребят и понимаю, что у отечественного джаза есть большие перспективы стать развитым жанром. На фестивале мы устраиваем не только музыкальные мероприятия, но и образовательные. К нам приезжают зарубежные музыканты с мастер-классами. Это уникальный опыт для молодых музыкантов и возможность расширить свои представления об импровизации – как о технике, так и о стилевом разнообразии.

За 20 лет выросло целое поколение молодых ценителей этого искрометного искусства, образовалось интеллектуальное сообщество людей, влюбленных в эту музыку, и объединились сотни музыкантов, десятки стран и городов.

Беседовала Виктория Мэлл
Фотографии предоставлены гостем интервью

Альбом Леонида Винцкевича California Spirit вошел в Лучшие российские джазовые альбомы II половины 2017 года