Журналистка Натали Вайнер, пишущая о джазе, размышляет об отношении к женщинам в этом жанре и затрагивает проблемы «Сексизм в джазе».
Натали Вайнер, журналист Bleacher Report; ранее писала о джазе и других музыкальных жанрах для Billboard. Также сотрудничала с NPR, Complex и Guardian.
Сексизм в джазе
Но ты же женщина!
«Так ты, значит, действительно в джазе?», – мужчина, без сомнения, поражен. При этом контекст беседы и человек могут быть любыми. Стар или млад, на вечеринке или Ньюпортском джазовом фестивале – всюду одно и то же.
Утвердительный ответ на этот весьма странный вопрос никогда не служит достаточным доказательством серьезности моих слов.
Меня чуть ли не под лупой исследуют, проверяя на искренность и честность, пока мужчина не осознает, наконец – а ведь, возможно, я действительно знаю больше него!
Учитывая тот факт, что давно и много пишу о музыке профессионально.
Однако недоверие остается: «А как ты попала в джаз?» А все от того, что, видите ли, я – женщина.
Скандальное интервью Роберта Гласпера
Особь, хотя бы отчасти напоминающая «молодую, симпатичную цыпочку» – именно так высказался о женщинах пианист и продюсер Роберт Гласпер в нашумевшем интервью для блога Итана Айверсона Do the Math.
Это бестактное определение дополнило фразу, отражающую самую суть дела: его идею о «тех женщинах, о которых и подумать нельзя, что они слушают джаз».
Уж не знаю, хорошо это или плохо, но я – как раз та женщина, о которой вы бы никогда не подумали, что она слушает джаз. И это обстоятельство сопровождает меня еще со школы – с того самого момента, как я присоединилась к первому джаз-бэнду. И без памяти влюбилась в Сонни Роллинза, Эллу Фицджеральд и Телониуса Монка, а вместе с ними и в «весь этот джаз».
Не то что бы какая-то грань моей личности вызывает у мужчин недоверие и сомнение в искренности моей любви к джазу. Отнюдь. Все дело в том, что, по их мнению, все женщины без исключения – это «женщины, о которых вы бы никогда и не подумали, что они слушают джаз».
Почему? Гласпер предложил Айверсону такой вариант ответа:
«Потому что они не любят обилие сольных партий». Именно по этой причине сам он фокусируется на груве – в поисках некого «музыкального клитора».
И поясняет: «Чего-то такого в музыке, что дает женщинам возможность почувствовать джаз, понять его. В противном случае их пути – женщин и джаза – никогда бы не пересеклись».
Подобные утверждения в корне ошибочны, даже без учета надменности доисторических предположений, которыми оперирует Гласпер – о том, что женщины существа слишком чувственные, гиперсексуальные, к серьезным размышлениям неспособные.
Оглянитесь вокруг – сегодня никому не нужно доказывать, что в 2017 году в мире джаза множество женщин – как успешных исполнительниц, так и пламенных поклонниц.
Сексизм в джазе: мнения разделились
Как и следовало ожидать, интервью Гласпера вызвало скандал в онлайн-сообществе. В дискуссию включились не только женщины, но и оскорбленные мужчины-поклонники джазовых исполнительниц, а также мужчины, солидарные с автором, объясняющие, что:
1 вообще-то не так уж много женщин слушают джаз;
2 их превратно поняли, а на самом деле Роберт Гласпер всего лишь сделал комплимент представительницам прекрасного пола, чувствующих музыку на уровне интуиции, инстинкта. А уж если вы настолько оскорблены тем, что Гласпер играет сексуальную музыку и рассуждает о клиторах, то почему бы вам не прислушаться к тому, что нынче говорят представители хип-хопа?
И вообще – в мире столько проблем, а вам больше нечего делать, как всерьез обсуждать джазовое интервью? На это я отвечаю – «да»!
Но не потому, что высказывания Гласпера вопиюще бестактны и отдают средневековьем, или потому, что Айверсон решил опубликовать интервью без каких-либо критических комментариев.
Почему женщин в джазе меньше, чем мужчин?
Это может показаться странным, но я даже рада тому, что так вышло, и сейчас мы можем открыто обсуждать вопрос, который прежде замалчивался: «Почему женщин в джазе намного меньше, чем мужчин?».
Как оказалось – ответ лежит на поверхности. Для этого достаточно лишь взглянуть на одну из многочисленных дискуссий в фэйсбуке, развернувшихся после этого интервью и напоминающих балаган орущих друг на друга мужчин и женщин, в котором никто не слушает оппонента и каждый убежден в своей правоте.
Я – та женщина, о которой не подумаешь, что она слушает джаз
Однако и в этом цирке можно разобрать основную мысль, давно уже известную женщинам, причастным к джазу: нас так мало в джазе не потому, что мы некомпетентны или не заинтересованы, а потому, что нам до сих пор приходится бороться за все – и за принятие в ряды избранных, и за признание, и за одобрение того, что мы делаем.
Главный аргумент «против», звучит как: женщины существа слишком чувственные, к серьезным размышлениям неспособные.
Дело не только в том, что комментарии, подобные тем, что позволил себе высказать Гласпер, оскорбительны, хотя они, несомненно, являются таковыми. И даже не в том, что число сторонников, бросившихся на его защиту, подтвердило – он всего лишь озвучил то, что думают очень многие в сообществе. И это страшно!
Женщины в джазе
В жанре, который вынужден неустанно бороться за аудиторию, эти люди по-прежнему придерживаются позиции своей исключительности: Джаз для нас, а не для вас!
Вовлечение женщин в джаз сделает жанр только сильнее
Подобный тон рано или поздно станет причиной того, что жанр если и не умрет сам по себе, то, как минимум, выдохнется, станет скучным и статичным, без какого-либо намека на развитие.
В свое время рок спасли и вывели на новый уровень именно свежие идеи от тех, кто тоже традиционно не приветствовался на этой сцене – женщин. Взгляните на Бриттани Ховард из Alabama Shakes или St. Vincent (псевдоним Энн Эрин Кларк).
Джаз, к счастью, жизнеспособен и сейчас – благодаря географическому и стилистическому разнообразию. Но только представьте себе, каковы могли бы быть его возможности, если бы женщин не просто терпели, не просто позволяли им быть рядом, а поощряли и воодушевляли – как исполнительниц, так и слушательниц.
Как доказало множество других сообществ, даже просто «поместить женщин в комнату» – это все, что нужно, чтобы вызвать поразительные перемены к лучшему. В случае с джазом это означает всего лишь открыть женщинам дорогу на сцену и в студии звукозаписи.
Для меня было шоком осознать, что за долгие годы посещения джазовых шоу я лишь недавно впервые увидела бэнд, состоящий исключительно из женщин – это случилось в декабре 2015-го на Нью-Йоркском зимнем фестивале, когда Джери Аллен и Терри Лин Керрингтон представили собравшимся великолепный дуэт.
По мере того, как все больше мужчин-лидеров нанимают в свои команды женщин (Дарси Джеймс Аргью, Джон Ирабагон, Игмар Томас). Все больше женщин-инструменталистов и бэнд-лидеров начинают восприниматься всерьез (Мэри Халворсон, Мелисса Алдана, Линда Май Хан О, Матана Робертс), ситуация меняется, хотя и слишком медленно.
Ускорить процесс мог бы открытый разговор о сексизме, которым буквально пропитан джазовый мир.
В 2017 году отмечается столетие первой джазовой записи, и в свете этого особенно странным выглядит исключение из общего музыкального пейзажа 50 процентов населения. А ведь вовлечение женщин в джаз сделает жанр только сильнее и лучше!
Рекомендуем: Леди поют джаз – известные джазовые певицы
Перевод Эллы Веселковой: Article «Is Jazz Still Sexist?» by Natalie Weiner.