В 2016 году исполняется 100 лет со дня рождения американского писателя, джазового критика и эссеиста Альберта Мюррея. За свою длительную писательскую карьеру Альберт успел прославиться в литературной деятельности, написать множество музыкальных статей и биографических книг о музыкантах. В честь памятной даты в этом году была выпущена книга с собранием его ранее не опубликованных очерков и статей «Мюррей говорит о музыке: Альберт Мюррей о джазе и блюзе».  

Альберт Мюррей: писательский дарАльберт Мюррей о джазе и блюзе JazzPeople

Будущий популярный джазовый критик и писатель родился 12 мая 1916 года в городе Накомис, штат Алабама. Тяга к писательству обнаружилась у Мюррея еще в детстве – в 1939 году он уже получил степень бакалавра в институте Tuskegee University. Позже в 1948 Альберт обладал степенью магистра в Университете Нью-Йорка.


Альберт Мюррей о джазе и блюзе JazzPeopleВсерьез Мюррей начал свою писательскую карьеру только в 1962 году после того, как он ушел из армии. Его первая книга Omni-Americans, выпущенная в 1970 году, получила очень хорошие отзывы критиков.


Плодотворным оказалось знакомство Мюррея с писателем Ральфом Эллисоном. Хотя они и учились в одном учреждении – Tuskegee University – до того, как Альберт окончил обучение, двое писателей не были знакомы друг с другом.

Их теплая дружба и творческое взаимодействие продолжалось вплоть до кончины Ральфа в 1994 году.


Альберт Мюррей о джазе и блюзе JazzPeopleОдной из самых известных и ценных работ Мюррея стала книга 1976 года Stomping the Blues. Ее автор посвятил очень тщательному изучению динамики и проблем развития этого музыкального жанра.

Полученную информацию для каждой из своих публикаций Альберт досконально изучал, а основываясь на мнениях множества знаменитых друзей-музыкантов, постоянно анализировал.


Альберт Мюррей о джазе и блюзе

Для тех, кто до сих пор не знаком с творчеством великого писателя и критика, книга-сборник его статей «Мюррей говорит о музыке: Альберт Мюррей о джазе и блюзе» станет отличным инструментом для ознакомления и с его трудами, и с ним самим.

Большая часть входящих в издание статей посвящена глубоким беседам о джазе с Диззи Гиллеспи, Уинтоном Марсалисом, Дюком Эллингтоном, Стэнли Краучем и многими другими. В книгу вошли материалы с 1958 по 2006 годы, ранее не опубликованные автором.Альберт Мюррей о джазе и блюзе JazzPeople

Читателю будет не просто интересно узнать, о чем же говорил с великими музыкантами Мюррей, но и то, как он сам описывает эмоции от их встреч.

Мюррей как отличный рассказчик всегда поразительно легко и увлекательно «говорил» с каждым своим читателем. Какой бы широкой и сложной темы ни касались его статьи, он мог по-настоящему полностью ее раскрыть. Альберт Мюррей всегда подчеркивал особую эстетическую составляющую музыки, а не только использование ее для разнообразия досуга.

В беседе с Уинтоном Марсалисом Мюррей описал джаз как «стилизацию опыта, для превращения его в форму, отражающую жизненную концепцию».

Мюррей часто обращал повышенное внимание на заслуги именно черных джазменов, а также на истоки появления и укоренения джаза. Но это не мешало ему сравнивать джаз с белыми авторами мировой литературы.

Однажды он сказал, что традиция и индивидуальный талант писателя Томаса Стернза Элиота похожи на вклад джазового музыканта в историю музыки. Эрнеста Хемингуея писатель назвал «отцом джаза в прозе».


Понятия Мюррея о эстетической стороне джаза были настолько демократичными и уникальными, что выделялись из многих других мнений и обсуждений, услышанных ранее. Именно эта черта уникальности, непохожести и смелости в суждениях так привлекала к его словам многих читателей и музыкантов.

Смелость писателя выражалась не только в личных мыслях о джазе, но и о музыкантах, чаще всего очень известных. Некоторые его комментарии о Каунте Бейси, Дюке Эллингтоне, Чарли Паркере и Телониусе Монке порой были настолько «мощными», что их можно было сравнить с мощностью музыки этих джазменов.


Лучшие блюз исполнительницы Часть I


[cq_vc_cqcarousel images=”18762,18763,18764,18766″ slidestoshow=”4″ isresize1=”yes”]

Дело в том, что Мюррея иногда обвиняли в излишней преданности к джазу начала 1900 годов, то есть к самым его истокам.

Альберт даже составил собственный «канонический список джазовых аранжировок», который, как отмечает составитель книги, заканчивается композициями 1960-х годов.


Рекомендуем: Российские и зарубежные музыкальные критики