В петербургском креативном пространстве «Ткачи» прошел первый фестиваль мужского джазового вокала. Обзор и фото фестиваля JazzMan подготовил портал jazzpeople.ru в рамках одноименного спецпроекта.
Открывали концерты юные вокалисты J&M School. Как отметил ведущий концерта Владимир Фейертаг:
Молодые исполнители поют так, что взрослые уже могут не выходить на сцену. Мы можем быть уверены, что будущее отечественного джазового вокала в надежных руках.
Участники фестиваля JazzMan
Участие в уникальном джазовом событии в минувшую субботу, 3 июня, приняли семеро признанных в России и за рубежом солистов и коллективов:
- Илья Луштак,
- Павел Линейкин,
- Plus Five,
- Тимофей Бушуев,
- Борис Эча,
- Константин Хазанович,
- Вова Чё Морале и Sweet Hot Jazz Band.
Илья Луштак
Все музыканты исполняли джаз, разный по формату и характеру. Так, Илья Луштак под ударный аккомпанемент барабанщика Андрея Петрова представил публике бессмертные джазовые хиты и даже исполнил два пожелания слушателей – лиричную композицию Cry Me a River и жизнеутверждающую My Way, ставшую хитом в устах Фрэнка Синатры.
Константин Хазанович
Немного позже к коллективу присоединился пианист Константин Хазанович. К слову сказать, музыкант себя во многих интервью называет поющим инструменталистом и не относит к вокалистам. Забегая вперед, расскажем, что Константин предложил зрителям целую философию жизни через призму своих авторских сочинений. Между исполнениями он делал отступления, в которых раскрывал смысл композиций и более глубоко доносил их посыл до присутствующих в зале.
Константин же и устроил небольшой музыкальный сюрприз, который не значился в программе. В середине выступления к квартету на сцену поднялся американский вокалист Дэвид Пост, который в России находится с целью проведения вокальных мастер-классов в Школе джаза и мюзикла, и спел несколько джазовых стандартов. Импровизация рождалась прямо на сцене, поскольку у музыкантов не было ни одной репетиции этого номера. Веяния американского джаза наполнили зал живым звучанием.
Павел Линейкин
Напомним, что фестиваль JazzMan ориентирован на развитие джазового вокала. Однако это не мешало певцам демонстрировать свои инструментальные способности. Павел Линейкин удивил публику дважды – несколько композиций он спел, сидя за клавишным инструментом, сам себе аккомпанируя, а в другом сочинении сыграл короткое саксофонное соло. Обладатель бархатного голоса завершил свое выступление песней с народным оттенком под музыкальное сопровождение пианиста Дениса Кириллова.
Plus Five
По мнению зрителей, пожалуй, самым харизматичным коллективом вечера стали обаятельные ребята из Plus Five. Пятеро молодых людей, одетых в темные костюмы и поющие а капелла крепкими голосами разного тембра, – такое не каждый день услышишь. Каждое свое выступление вокалисты предваряли небольшими неординарными историями или стихами, задававшими тон их исполнению.
В репертуаре ансамбля, справедливо сказать, звучал не только джаз, но и популярные, знакомые многим песни вроде «Отважный капитан» (или «Капитан, улыбнитесь») в околоджазовых аранжировках. Это нисколько не преуменьшило успех Plus Five у восхищенной публики. Напротив, зрители могли не только слушать, но и подпевать, заметно оживляя и без того заряженную энергией атмосферу фестиваля.
Тимофей Бушуев
Тимофей Бушуев покорил публику не только своим утонченным исполнением вокальных соло, но и игрой на укулеле. Звучание гавайского четырехструнного инструмента создало атмосферу легкости, и зрители смогли ощутить себя на берегу океана, но внимая при этом звукам джаза. Основное направление творчества Тимофея – фанк. Этот же стиль он привнес в песни, которые презентовал публике в стенах арт-пространства бывшего завода.
Борис Эча и Changito
Борис Эча и группа Changito кардинально переменили настроение вечера и зажгли настоящую латиноамериканскую румбу под несмолкаемое звучание ритм-секции. За клавишами также разместился Константин Хазанович, на саксофоне играл Дмитрий Попов, а на перкуссии Кирилл Ипатов. В зале чувствовалось заметное оживление среди слушателей, которым выпала возможность подвигаться в такт солнечной сальсы.
Так называемой «вишенкой на торте» стал танец Бориса Эча, который специально спустился со сцены, со зрительницей, которая тоже явно знала, какие движения характерны для жаркого бразильского танца.
Вова Чё Морале и Sweet Hot Jazz Band
В заключении вечера гостей фестиваля вновь ожидали танцевальные мелодии. На этот раз зрителей разогревал ансамбль Sweet Hot Jazz Band и его фронтмен Вова Чё Морале. По словам Владимира Фейертага, сочетание стилей sweet и hot во времена их популярности было таким же необычным, как современный джаз для широкой аудитории в наши дни, и воспринимался неохотно, а порой даже с презрением.
Но и этот стиль сумел занять свою нишу в джазовой палитре, что наглядно продемонстрировал коллектив Sweet Hot Jazz Band, исполнив нетривиальные каверы на легендарные композиции Go Down, Moses, Hallelujah and I Love Her So и несколько других. Особенным выступление группы Вовы Чё Морале сделало взаимодействие вокалиста со слушателями: то и дело зрители аплодировали после соло каждого музыканта, покачивались в ритме джаза и поддерживали ансамбль восторженными выкриками из зала.
Вокальный джем-сейшн
Завершился первый фестиваль мужского джазового вокала JazzMan джем-сейшном при участии музыкантов, которые на радость публике не переставали выдавать фееричные импровизации. Казалось, что заставить фестиваль окончится может только отключение электричества, хотя и в акустических условиях в полутьме, не сомневаемся, они бы не позволили слушателям уйти, не наполнив их сердца джазом.
Читайте размышления петербургских музыкантов о том, востребован ли джазовый вокал.